Главный режиссер Белорусского государственного академического музыкального театра
СУСАННА ЦИРЮК В начале 2010 года в Белорусском государственном академическом музыкальном театре сменилось руководство. Чуть больше года работает новый директор Александр Петрович. Летом 2010-го должность художественного руководителя занял известный в Беларуси вокальный педагог Адам Мурзич, воспитавший многих востребованных в стране и за ее пределами оперных певцов. Главным балетмейстером стал народный артист Беларуси Владимир Иванов, исполнивший все ведущие партии в балетных спектаклях Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. На должность главного дирижера был приглашен Олег Лесун (маэстро пришел из НАБТ оперы и балета РБ). И, наконец, пустовавшее многие годы кресло главного режиссера заняла Сусанна Цирюк, имя которой прекрасно известно всем поклонникам и знатокам музыкального театра в СНГ и Европе.
*В Белорусском государственном академическом музыкальном театре за последний сезон она поставила два спектакля – музыкальное ревю "Однажды в Чикаго"<\/u><\/a> Дж. Стайна, Г. Миллера, Дж. Кандера и оперетту "Сильва"<\/u><\/a> И. Кальмана.* Новая творческая команда работает сравнительно недавно, но за это время театр выпустил шесть разножанровых премьер ("Красная Шапочка. Поколение next", "Моя жена – лгунья", "Однажды в Чикаго", "Аршин мал алан", "Голубая камея", "Сильва"), были восстановлены балеты "Кармен-сюита" и "Щелкунчик" и представлены публике четыре программы классической музыки. Это только начало глобальных преобразований, задуманных новым художественным руководством. В дальнейших творческих планах – постановки классических оперетт, комических опер, а также работа с белорусскими композиторами. О своем видении сегодняшней ситуации в театре и перспективах дальнейшей творческой работы рассказала главный режиссер Сусанна Цирюк.
– Сусанна Юрьевна, каковы ближайшие планы театра? Какому материалу будет отдаваться приоритет? Что появится в репертуаре? – В основе любого репертуара всегда лежит классика. Но, мне кажется, должно быть так: всем сестрам по серьгам. Ведь театр, имея разностороннюю труппу, как раз может себе позволить ставить классическую оперетту, не забывая и о мюзикле, ставить классический балет, не обходя стороной авторские постановки, драмбалет, модерн. Это в идеале.
Я считаю, что каждая творческая часть труппы должна быть занята работой и востребована. Все в равной мере достойны получать и свою любовь, и свои аплодисменты. Мне кажется, что художественное руководство театра со мной согласно. Прошла премьера "Сильвы" (к слову, почти шесть лет в театре не было постановок классических оперетт), вслед за ней появится эксцентрический авторский балет "12 стульев" Г. Гладкова (балетмейстер – Дмитрий Якубович).
Потом, насколько я знаю, театр планирует мюзикл Бернстайна "Вестсайдская история", классическую оперетту "Граф Люксембург" Легара и обязательно классический балет. Будут и концертные программы разных направлений, включая симфонические, это нормальная практика – симфоническая музыка, вечера романсов, всевозможные гала-концерты…
– Сейчас деятельность театра много обсуждают в Интернете. Идет большой резонанс, многие не понимают, зачем театру, ориентированному на оперетту и мюзикл, ставить в свою афишу разовые концертные проекты… Есть ли опасность потерять зрителя? – Мне кажется, нет. Я вижу это по залу – он всегда полон. У всякого жанра есть своя публика, которая, как кошка, привыкает к месту. Предположим, всем известно, что концерты идут в филармонии, а балет в Большом театре. Но на самом деле люди очень быстро узнают, где появляется что-то интересное именно для них. Да, нужна какая-то первоначальная реклама, но разнообразные концертные программы развивают труппу. Причем, они же разрабатываются с учетом специфики театра, с учетом потенциальной зрительской аудитории или под какое-то конкретное событие. Мне кажется, что публика придет и с удовольствием будет их смотреть и слушать.
– Художественное руководство театра планировало разделить труппу на две части: классической и современной направленности. Как вы на это смотрите? – Я считаю, что это правильно. Однако все планируют, но мало у кого получается. Потому что, во-первых, всегда не хватает штатных единиц, во-вторых, недостаточно выпускников, особенно в мужском балете. Их всего-то каждый год выпускается несколько человек. Если говорить о балете, стоять на пальцах – это одно, а современные направления – совершенно другое. Тоже самое с мюзиклами и классической опереттой: разная манера звукоизвлечения, проблемы тесситуры – с микрофоном их можно преодолеть, но в классике все гораздо строже. Конечно, есть люди, которые умеют и то, и другое, но на самом деле так переключаться не очень полезно для певцов.
– Вы знаете примеры, где бы удалось провести такое разделение труппы? – В Ростовском государственном музыкальном театре, где я работала, существуют отдельно оперная и опереточная труппы. Артисты практически не пересекаются, кроме, может быть, баритонов и легких сопрано (героинь).
– А в труппе Белорусского государственного академического музыкального театра вы могли бы выделить тех людей, кто способен одинаково хорошо работать и в классике, и в современных постановках? – Витя Циркунович! Олег Прохоров – у него очень красивый тембр голоса, он прекрасно звучит в микрофон, плюс у него классическая вокальная школа. Светлана Мациевская, Маргарита Александрович, Игорь Бычков, Наталия Гайда и многие другие...
– С тех пор, как вы работаете с нашей труппой, вы постоянно повторяете, что белорусские артисты талантливы и работоспособны, но "недолюблены". Как их можно вывести из этого "состояния"? – Только в работе и исключительно с помощью доверия и взаимного творческого интереса. А как иначе?
– Можно хвалить… – Хвалить? Скорее, привлекать к ним внимание. Чтобы артисты знали, что кому-то интересны, что их всегда видят и слышат, замечают их успехи. Говорят, что любовь – это только степень внимания. Потенциал у труппы есть, но надо работать, приглашать специалистов. Возможно, имело бы смысл пригласить тех же венгров, носителей традиций классической оперетты, у которых она в крови. Я считаю, что нужно с ними наводить мосты. Они же параллельно с постановкой спектакля проводят мастер-классы для желающих, а как они не научит никто! Мы изучаем классическую оперетту и пытаемся имитировать традиции, но знать эти традиции мы не можем. Это как иностранный язык, который лучше всего усваивается в общении с его носителями. Еще пример: сколько ни смотри даже самых лучших западных постановок "Евгения Онегина", все равно на русский глаз там всегда найдутся какие-нибудь странности.
Замечательно, что на постановку "Вестсайдской истории" дала согласие американская команда (дирижер и балетмейстер), потому что это опять же – из первых рук.
– Что вам лично хотелось бы поставить? – "Мою прекрасную леди" Лоу, мюзикл питерского композитора Баскина "Сирано да Бержерак", "Фиалку Монмартра" Кальмана, а еще я очень люблю "Летучую мышь", которую ставила всего один раз. С тех пор прошло время, и я вижу, как смогла бы сделать этот спектакль.
Все права на интервью принадлежат форуму "Нелегкие вопросы легкого жанра" -http://www.operetta.forum24.ru/. При цитировании ссылка на ресурс обязательна.